Авторизация на сайте

Авторизоваться через:

Зарегистрироваться

Ахобеков Билял Мурзабекович

Мой прадедушка в июне 1941 года был призван военным комиссариатом Баксанского района на действительную службу в Красную Армию. 

Сержант, разведчик, помощник командира взвода дивизионной разведки 192-й стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта. Он мужественно выполнял все боевые задания.

Одно из воспоминаний прадедушки, которое часто пересказывается в нашей семье:

«В 1944 году мы вели успешное наступление на всех участках советско-германского фронта. Однако у города Орши противнику удалось создать сильно укреплённую линию обороны и временно приостановить наше наступление. Чтобы сломить сопротивление врага, необходимо было получить данные о численности его войск и огневой мощи. Начальник разведки дивизии майор Попов отобрал вместе со мной 15 человек, и назначив меня старшим, отправил брать «языка». В полночь мы двинулись в путь. Всё шло хорошо, мы незамеченными пробрались на вражескую территорию. Обнаружив у штабной землянки часового (такие всегда знают больше, чем солдаты строевых подразделений), мы оглушили его и потащили к себе. Но слишком быстро немцы обнаружили пропажу. Внезапно в небо взвились ракеты, и большие висячие фонари осветили поляну. Отряд, выставив перед собой автоматы, плюхнулся на землю. И вот лежим мы, ощетинившись автоматами, чтобы дать свой последний бой. Мы хорошо понимали, что за «языка» бой всегда бывает бескомпромиссным, чтобы вернуть его живого или мёртвого, фашисты готовы положить хоть целый полк. Но мы были готовы к такому бою. Я приказал ребятам положить мне на плащ-палатку по одному автоматному диску и по одной гранате, и быстро отходить. Я понимал, что «язык» любой ценой должен быть доставлен в штаб. Назначив старшим сержанта Рашидова, я отправил группу. У меня на плащ-палатке лежало 15 автоматных дисков и столько же гранат. «С таким арсеналом я до утра продержусь», — подумал я про себя. Я заметил крадущихся ко мне фашистов, и открыл по ним огонь. Около двух часов я один вёл бой против десятка фашистов, часто меняя позиции и подтягивая на плащ-палатке за собой арсенал. Во время очередной перебежки я почувствовал страшный удар и упал. Быстро уплывало сознание, в голове у меня лишь успело мелькнуть: «Ребята напишут домой, что сын Куркужина погиб у тихого Днепра». Вдруг я услышал раздающийся вблизи шум приближающихся шагов. Это, сдав «языка», вёл на выручку всю разведроту 192-й стрелковой дивизии ротный парторг, младший сержант Рашидов. Я был спасён, и доставлен в госпиталь, где мне пришлось пролежать около года. Пленный дал ценные сведения, которые помогли дивизии успешно выполнить задачу, поставленную перед ней в знаменательном Витебско-Оршанском сражении 1944года».

За мужество и отвагу, проявленное в этом бою мой прадед был награждён орденом Славы III степени. Выполняя задание, он был тяжело ранен, перенёс операцию, лечился с мая 1944 по февраль 1945 года.

В марте 1945 года Билял Мурзабекович вернулся из госпиталя в родное селение Куркужин и принял активное участие в восстановлении разорённого оккупантами колхозного хозяйства. Двадцать лет он возглавлял огородно-садоводческую бригаду, честно и добросовестно трудился на благо родины.

Я горжусь своим прадедушкой! 

#МойДеньПобеды