Авторизация на сайте

Авторизоваться через:

Зарегистрироваться

Захарян Левон Калустович

Родился 19 апреля 1915 года. Родители жили в Барыне, ныне село Многово́дное Стальненского сельского поселения Джанкойского района.

Грянула война. Левон Калустович в числе первых встал в ряды защитников Родины. Защищал Севастополь. Был заместителем политрука 2-й батареи 2-го батальона ДОТов и ДЗОТов.

Из воспоминаний Захарьяна: «Часть личного состава электромеханической школы ЧФ эвакуировали в Поти, в городе осталось 326 краснофлотцев и командиров, мы строили доты и дзоты в Золотой балке и на Сапун-горе. Я был секретарём партбюро, направлен был на самый важный участок, в ДОТ № 9. Расчёт был небольшой, все с разных мест. Командир дота старшина 1-й статьи Гордиенко из Сталинской (Донецкой) области, краснофлотец Малышенко с Украины, Лаврин с Воронежа, Алиев - азербайджанец, я - коренной крымчанин, Дрозд, по моему, был с Полтавы, Рябов откуда-то с Севера».

После 12 июня 1942 года участок, обороняемый дотами 2-го батальона, оказался на направлении главного удара. Немцы наносили удар узким клином вдоль Ялтинского шоссе. Огневые точки последовательно, одна за другой вступали в бой и умолкали. 18 июня, когда настала очередь 9-го дота, умолкли уже 6 дотов. Четверо суток держалось небольшое укрепление. Гитлеровцы обстреливали дот из орудий и миномётов, бомбили с воздуха. Но шли в атаку — и их снова встречал огонь израненных, оглохших от взрывов, измученных жаждой бойцов. 22 июня прямым попаданием в амбразуру был разбит станковый пулемёт, тяжёлый снаряд разворотил брёвна, упал внутрь, но не взорвался. В ночь на 23 июня расчёт дота получил приказ отойти в дот № 8 к подножью Сапун-горы в районе современного Ялтинского кольца. Из воспоминаний Захарьяна: «В 8-м доте мы продержались ещё три дня, потом отошли в 5-й дот, у дороги на Ялту возле Сапун-горы. Двое суток держались в 5-м, потом перешли в 7-й на вершине Сапун-горы. Скоро дот завалило бомбами, но мы выбрались через амбразуры. Укрылись в пещерке. Собралось нас 11 человек из разных частей, оружия почти не осталось. Утром враг забросал нас гранатами, и контуженных захватил в плен. Было это 29-го или 30-го июня».

Сохранилась мемориальная доска на месте Дота № 9, что находится возле железной дороги у посёлка Первомайский, у подножья Федюхиных высот. Слова сообщения Совинформбюро от 29 июня 1942 года, высеченные на граните, повествуют: «Гарнизон дота командира Гордиенко в течение суток под непрерывным артиллерийским обстрелом противника отбивал яростные атаки гитлеровцев. Товарищи Захарьян, Рябов, Алиев, Малышенко и другие бойцы гарнизона уничтожили более трёхсот немецких солдат и офицеров».

Попавшие в плен участники обороны под конвоем несколько дней шли на Симферополь. Если раненый не умирал, предлагали сотрудничать: поступить "добровольно" в армию Власова или другие антисоветские формирования. Отказавшихся сотрудничать этапировали дальше. Левон Захарьян оказался среди большинства защитников, которые пешими были направлены в сторону Джанкоя. В пути силы окончательно оставили его и оккупанты даже согласились на просьбы жены и брата, и отдали Левона Калустовича из лагеря в Колае, чтобы родные могли похоронить его дома. Но судьбе было угодно, чтобы он выжил, окреп, а после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков вернулся в колхоз на прежнюю должность. До апреля 1944 года воевал Левон Калустович в партизанском отряде.

После освобождения Крыма вернулся в родной колхоз, чтобы снабжать продуктами фронт и кормить население. Но 27 июня 1944 года войска НКВД выселили из Крыма армян. Очень тяжело переживал Левон Калустович депортацию. Десять лет прожили Захарьяны в Свердловской области. Левон Калустович писал письма самому Сталину о несправедливой депортации армян, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. В 1954 году семья Захарьян возвратилась в Крым. Вместе с женой Левон Калустович вырастил и воспитал троих детей.

Награждён орденом Отечественной войны I степени.

Ушёл из жизни 16 декабря 1983 года.

#МойДеньПобеды