Авторизация на сайте

Авторизоваться через:

Зарегистрироваться

Носиков Иван Дмитриевич

Родился в 1897 году.

Успел побывать солдатом ещё Первой мировой войны. У него не было иллюзий, о том какими бывают войны. Он это знал - смерть, кровь, боль, страх.

Участник Отечественной войны с февраля 1943 года. Призван Чапаевским РВК Ташкентской области. Рядовой.

Воевал на передовой, дважды был ранен, лечился в госпитале и снова на фронт. Лицо убитого в рукопашном бою немецкого солдата он помнил всю жизнь. Война стала для него тяжёлым испытанием не только физическим, но и моральным. Многие люди, столкнувшись со зверствами и ужасами, переставали верить в светлое и доброе. Он рассказывал, что за десятки и сотни метров, по тому, как лежит мёртвое тело солдата, почти безошибочно определял, чей это солдат. Если лицо было обращено в небо - он наш, а если лицом вниз - то враг. Возможно, сейчас, это можно объяснить убойной мощностью немецких автоматов. Но в то тяжёлое время простые солдаты хотели и верили в это, как в знак высшей справедливости. И даже к своей возможной смерти они уже не относились, как к бессмысленному и бесполезному концу.

Переправа через Днепр по понтонному мосту. Наш дедушка вместе со своими сослуживцами переправляли пушки. Откуда ни возьмись немецкая авиация – моста нет, нет орудий и техники, нет людей. В какой-то момент дедушке показалось, что от крови мёртвых тел Днепр превратился в кровавое месиво. Ему, не умеющему плавать, удалось спастись, ухватившись за лошадь. Он остался жив, но потом долго вспоминал эту кровавую реку.

Ещё он рассказывал о бое под Яссами. Фашисты держали оборону на подступах к городу. Оборудовали на вершинах холмов дзоты. Нашим удалось пробить первые оборонительные ряды и закрепиться на склоне холма - вырыли окопы. Но немцы преградили дальнейшее продвижение. И наши солдаты оказались под двойным огнём: немецким и нашим, так как была поставлена задача - наступать.
Осень. Проливные холодные дожди и стекающая со склонов грязь полностью затопили окопы, в которых продолжали отстреливаться солдаты, в их числе был и Иван Дмитриевич. У каждого из них был небольшой мешочек с раскисшими от грязи сухарями - солдатский паёк. И так трое суток, пока не прекратился дождь, и наша авиация не разбомбила немецкие дзоты. Вскоре Яссы был взят. Возможно, тогда он заработал туберкулёз, от которого потом лечился всю оставшуюся жизнь.

Я держу в руках полуистлевшие справки, сохранившиеся как реликвия в нашей семье, и сколько же труда, страха, испытаний и лишений кроется за этими скупыми словами.

Награждён медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени.

#МойДеньПобеды