Авторизация на сайте

Авторизоваться через:

Зарегистрироваться

Мусинский Николай Степанович

Лейтенант. Звание Героя Советского Союза присвоено 30 января 1943 года.

О лётчике Николае Степановиче Мусинском в годы Великой Отечественной войны на фронте ходили легенды. Он был вынослив, смел и решителен. Стать лётчиком мечтал с детства.

Родился Николай Степанович 18 апреля 1921 года в деревне Большое Ведерниково Великоустюгского района. Отец Степан Алексеевич был лесорубом, мать Ульяна Семёновна - крестьянкой. Степан Алексеевич участвовал в Первой мировой войне, был в плену. По возвращении снова стал лесорубом, нередко болел и умер в 1930 году. Мусинским жилось нелегко. Старший брат Василий в 1931 году уехал в Архангельск, где работал на лесопильном заводе и одновременно учился. В 1935 году он стал известен как инициатор Стахановского движения в лесопилении, был награждён орденом Ленина. Василий часто бывал в Москве, встречался со многими известными людьми, был знаком с Валерием Чкаловым. О знаменитом лётчике много рассказывал младшему брату. Николай, как и многие мальчишки того времени, хотел быть похожим на Чкалова. Окончив семилетку, решил поступать в лётное училище. Около двух лет занимался в аэроклубе, а в 1940 году окончил Сталинградскую авиационную школу.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны лётчик Мусинский находился на фронте. Он летал на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2 (конструкции В. М. Петлякова), вместе с боевыми товарищами наносил бомбовые удары по скоплениям вражеских войск, по аэродромам, базам, переправам противника.

Лётная боевая деятельность Николая Мусинского началась с конца декабря 1941 года на Калининском фронте в составе 128-го ближнебомбардировочного полка. За неполный первый месяц боевой работы - с 26 декабря 1941 года по 20 января 1942 года - Мусинский совершил полтора десятка успешных боевых вылетов, за что 24 февраля 1942 года был награждён орденом Красной Звезды.

6 февраля 1942 года лейтенант Мусинский в составе группы разбомбил шоссейную дорогу, по которой двигалась колонна вражеских автомашин с солдатами. Было уничтожено 10 автофургонов и около 80 гитлеровцев.

10 февраля 1942 года совершал вылет на очередную бомбёжку. Снизившись до бреющего полёта, отважный авиатор прицельным пушечно-пулемётным огнём уничтожил 8 автофургонов, 5 подвод с военными грузами и до полусотни фашистов.

12 февраля 1942 года Мусинский в составе звена атаковал скопление войск противника. Сделав заход, он сбросил бомбы, а затем снизился до 100 метров и стал поливать огнём из пулемёта вражеских солдат. Около 80 гитлеровцев были пришиты к земле, выведены из строя 10 автомашин и 5 орудий на конной тяге.

15 февраля 1942 года лётчик с высоты 250 метров расстрелял до 100 гитлеровцев, бомбовыми ударами подавил артиллерийскую батарею противника.

22 февраля 1942 года Мусинский в составе группы вылетел на бомбардировку неприятельских войск. В 40-50 километрах от цели неожиданно сдал мотор. Пилот отстал от группы, но продолжал полёт. "Не возвращаться же с грузом домой", - решил Мусинский. Бомбы он сбросил на ближайший вражеский военный объект. Сверху было хорошо видно, как горели склады, метались обезумевшие фашисты. Но когда самолёт лёг на обратный курс, с земли к нему устремился ливень трассирующих пуль, по сторонам засверкали вспышки от зенитных снарядов. Как коршуны, вынырнули из-за облаков "мессершмитты". В течение 15 минут 5 истребителей атаковали самолёт Мусинского. Храбрый лётчик не потерял самообладания: маневрировал, отстреливался и сам нападал. В этом бою машина Мусинского получила 30 нулевых и 2 пушечных пробоины, но пилот всё-таки дотянул самолёт до своего аэродрома.

5 марта 1942 года Николай участвовал в бомбёжке неприятельского аэродрома. Советские бомбы изрыли и привели в негодность взлетную площадку. Аэродром был надолго выведен из строя. В воздушном бою советские лётчики сбили два самолёта противника, не потеряв ни одной своей машины, а 10 вражеских самолётов вспыхнули от бомб, не успев взлететь.

Николай Мусинский всегда выполнял приказы командования. Ему не мешали ни плохие метеорологические условия, ни обстрел вражеских зениток, ни атаки "мессеров". Десятки раз Мусинский вылетал ведущим группы и всякий раз бил немцев в воздухе, громил опорные узлы и живую силу врага.

С 1 марта 1942 года Николай Мусинский как опытный лётчик выполняет специальные задания командования. Одиночным экипажем он летает на глубокую разведку. Дальность таких полётов составляла 700-800 километров. Самолёт Мусинского бывал над Витебском, Смоленском, Рудней, Демидовым, Дорогобужем, Вязьмой. В далёком тылу Мусинский добывал ценные разведывательные сведения, делал фотосъёмки.

Во время разведывательных полётов над оккупированной территорией лейтенант Мусинский отыскивал военные цели и бомбил их. Так он поступил и 1 марта. Производя разведку в одном из районов, лётчик обнаружил замаскированный неприятельский аэродром. Решил бомбить. Метко брошенный смертоносный груз мгновенно превратил несколько самолётов с паучьей свастикой в бесформенную груду металла и изуродовал взлётную полосу. В другой раз Николай уничтожил колонну машин противника на автостраде.

6 сентября 1942 года Мусинскому было поручено уничтожить переправу через Десну у селения Роговка. Задание относилось к категории сложных, так как нужно было не только преодолеть зенитный огонь, но и точно попасть в цель. Рассказывая об этой операции, генерал-полковник авиации А. Г. Рытов в своих мемуарах написал: «Мусинский снова пошёл на хитрость. Чтобы усыпить бдительность вражеских наблюдательных постов, он провёл группу в стороне от переправы. Потом бомбардировщики, сделав резкий поворот влево, легли на боевой курс. Зенитки открыли огонь с запозданием. Переправа рухнула в воды Десны».

В послужном списке Мусинского таких примеров много. Только с 26 декабря 1941 года по 6 апреля 1942 года пилот Мусинский произвёл 103 успешных боевых вылета в глубокий тыл противника на разведку и бомбардировку важных объектов, из них более 30 одиночным экипажем.

30 января 1943 года Николаю Степановичу Мусинскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

О подвигах лётчика Н. С. Мусинского не раз писали фронтовые газеты. В 1943 году в «Правде» в небольшой статье политрука М. Кромера сообщалось, что экипаж лётчика Мусинского «сбил в воздухе 3 фашистских самолёта и уничтожил на аэродромах 23, истребил 1440 гитлеровцев, уничтожил 156 автомашин, 10 танков, 4 железнодорожных вагона, до 30 воинских повозок и др.».

Особенно отличились молодой командир и возглавляемая им девятка самолётов в Бобруйской операции летом 1944 года. При поддержке истребителей бомбардировщики Мусинского совершили удачный налёт на переправу гитлеровцев через Березину. Более 300 немецких танков и автомашин оказались в руках советских войск. За годы войны Мусинский совершил более ста боевых вылетов. В 1945 году бомбил Берлин.

Окончил войну в звании майора, в 1946 году вышел в отставку и работал в гражданской авиации.

Жизнь этого славного человека оборвалась в 1965 году.

Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

#МойДеньПобеды