Авторизация на сайте

Авторизоваться через:

Зарегистрироваться

Петров Анатолий Николаевич

Годы жизни: 23 апреля 1916 – 23 апреля 1991.

Родился в Москве.

Призван в 1937 году Молотовским РВК Московской области.

Моряк-подводник. Служил на Северном, Балтийском, Тихоокеанском флотах с 1937 по 1946 годы. Старшина 1 статьи.  

В годы Великой Отечественной войны служил на подводной лодке «Л-22» (с 1942 года). Главной базой подлодки был город Полярный.

Из воспоминаний Анатолия Николаевича:

«Первый поход совершён глубокой осенью 1942 года. Была поставлена задача заминировать один из фиордов Норвежского побережья. Мины поставили в спокойной обстановке. Поход длился 8 суток, после чего нас по радио вызвали на базу. Погрузили мины и незамедлительно вышли в море. Задание выполнили своевременно, и снова нас срочно вызвали на базу. Во время этого похода нас беспокоили самолёты противника, поэтому нам часто приходилось производить срочные погружения. Третий поход в Бас-фиорд начался 12 декабря 1942 года. День в это время года очень короткий. Ранним утром мы произвели погружение в фиорде и легли на боевой курс для постановки мин. Были открыты крышки минных труб, и вдруг… Лодка получила сильный толчок в носовой части и потеряла ход.  Пробовали повернуть влево или вправо, но подлодка не слушалась. Тогда дали задний ход. И тут прогремели взрывы. Оказалось, что мы попали в противолодочную сеть с подрывными минами. Закрыли крышки минных труб, стали продувать цистерну срочного погружения, чтобы всплыть, но лодка оставалась, судя по приборам, в том же положении. Так продолжалось более двух часов. Немцы заметили, конечно, взрывы мин и большие пузыри, которые мы пускали при продувке цистерн, и начали обстреливать нас из пушек глубинными снарядами. Взрывы, треск, удары по корпусу. Короткий зимний день подходил к концу, командир подлодки решил продуть главный балласт большим давлением, и мы вылетели пробкой на поверхность моря. Тьма была непроглядная. Запустили дизеля и самым полным ходом пошли по фиорду в сторону моря. На этот раз нам просто повезло…

В феврале 1943 года я получил первую боевую награду – медаль «За отвагу». В апреле того же года наша подлодка выполняла боевую задачу в северной части Норвегии. Под водой прошли в глубину фиорда и через трое суток встретили танкер, он шёл без охраны, и мы без труда потопили его одной торпедой. Нефть горела на поверхности моря в течение примерно получаса. Обратно мы выходили из фиорда тоже почти трое суток. Дважды мы участвовали в высадке наших разведчиков на норвежские берега. В одном из походов нам сообщили по радио, что идёт транспорт с немецкими военнослужащими. В заданный квадрат мы шли на полном ходу, торопились. Прибыли. Погрузились и стали выжидать. Ещё было светло, когда показался транспорт. Стали сближаться, готовиться к торпедной атаке. Встретили одной торпедой – транспорт пошёл ко дну.

Осенью 1943 года я получил вторую боевую награду – орден Отечественной войны I степени. Через некоторое время нашей подлодке был получен по радио приказ сменить свой квадрат и срочно идти навстречу вражескому транспорту, который вёз в Германию ценный груз. Нам сообщили, что конвой этих транспортов состоит из кораблей боевого охранения и самолётов. Море было неспокойное – шторм в 8 баллов. Но мы шли полным ходом и своевременно прибыли в указанный квадрат. Погрузились и в перископ стали наблюдать. Через некоторое время показалась армада фашистских кораблей. Вокруг транспортов – плотное кольцо охранения. Наш командир В. Афонин спокойно всё рассчитал и под перископом пошёл в атаку. Было выпущено из носовой части подлодки 6 торпед с интервалами между пусками. Три транспорта были потоплены, один повреждён. Но сильная волна выбросила нашу подлодку по самую рубку. Нас, конечно, заметили, стали бросать глубинные бомбы, которые взрывались на разной глубине (20-30-50 метров). Некоторые из них рвались совсем рядом… От бомбовых ударов отключился свет, включили аварийный. Чтобы нас не прослушивали акустики противника, всё обесточили и ушли на глубину. Затем стали маневрировать: шли туда, где тише. Только через два часа нам удалось оторваться от преследования.

После окончания войны наша подводная лодка за успешное проведение боевых операций была награждена орденом Красного Знамени».

День Победы, 9 мая 1945 года, Петров Анатолий Николаевич встречал на Балтийском флоте, а 9 мая 1946 года на Тихоокеанском флоте.

До своего 75-летия, 23 апреля 1991 года, работал в МЭИ на кафедре автоматики.

Ветеран подводник, КТОФ, КСФ.

Награждён медалью «За отвагу» (23.01.1943), орденом Отечественной войны I степени (25.09.1943), орденом Красного Знамени (30.10.1944), орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (09.05.1945), медалью «За победу над Японией» (30.09.1945), медалью «За оборону Советского Заполярья».

Мы всей семьёй гордимся нашим Героем!

#МойДеньПобеды