Авторизация на сайте

Авторизоваться через:

Зарегистрироваться

Кокорин Николай Яковлевич

Годы жизни: 22 мая 1923 — 01 июня 1982.

Мой отец не любил вспоминать о войне...

Но однажды его написать

О военной поре для музея

Попросили… Не смог отказать,

Или боль уже стала слабее?

(А. Опарина)

После окончания Обозерского лесотехнического техникума по направлению я прибыл работать в Шалакушский леспромхоз. Это было в первых числах июня 1941 года. Объявление войны меня застало дома. Примерно на третий день после объявления войны, отец мой, Кокорин Яков, был взят в военкомат, а через неделю он был отправлен на оборонительные работы. Мы с товарищами, нас было человек 5, хорошо помню Федотова Александра Федотовича (он окончил 10 классов), Буракова Михаила, поехали в военкомат, чтоб добровольцами уйти в армию, т.к. мы узнали, что того, кто имеет среднее образование, могут взять и добровольцами. Но случилось, чего мы не ожидали. Нам отказали, сказали, что не подходим по возрасту. Мы с товарищами поездом вернулись обратно. А людей было на прописном пункте видимо-невидимо, молодые, пожилые и даже старые. Я решил тогда приступить к работе, и мне повезло: я был направлен на работу в Ивакшу, а затем в Тарзу. До сентября 1941 года я проработал и решил опять попытать счастья. Тарза в это время принадлежала Плесецкому району, и я поехал туда в военкомат. Мне тогда было уже чуть не 18 лет, а точнее 17 лет и 4 месяца. И опять постигла неудача – по возрасту, по образованию и так как был комсомолец и неплохо ходил на лыжах, по всем статьям проходил, а весу не хватало. Отправили опять обратно, так и сказал, как сейчас помню, врач приёмной комиссии: «Есть надо больше!». Но в Тарзу я не поехал, а остался в Плесецкой ещё попытать счастья. И оно мне выпало.

На третий день я пришёл в военкомат, там шёл набор добровольцев-комсомольцев в специальный лыжный батальон. Прошёл комиссию, у того же врача, и был зачислен в лыжный 201-й отдельный батальон.

С 21 сентября 1941 года началась служба в рядах Красной Армии.

Участвовать на фронтах в Великой Отечественной войне начал в декабре 1941 года и по 12 мая 1945 года. Воевал на Карельском, Калининском, Северо-Западном, 4-м Украинском. Служил в 201-м отдельном лыжном батальоне на Карельском фронте. В 114-м стрелковом полку, во 2-й воздушной санитарной стрелковой дивизии, в составе этой дивизии и окончил войну.

Награждён орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др. Медаль «За боевые заслуги» получил за рейд в тыл врага на Карельском фронте, «За отвагу» - на Калининском фронте, орден Красной Звезды - за подбитие танка на Орловско-Курской дуге, орден Славы III степени - за уничтожение танка и пулемётного гнезда под Кромами.

Под Кромами я был командиром расчётной полковой 76-мм пушки, наши расчёты как всегда находились в цепях пехоты. Мы со взводом пехоты, которому был придан мой расчёт, ворвались первыми на окраину местечка Кромы. Создалась тяжёлая ситуация, били с церкви 2 пулемёта и не давали наступающим взводам поднять головы, это грозило, во-первых, гибелью нашего взвода, во-вторых, срывом наступления и взятия Кром.

У меня осталось со мной в расчёте 2 человека, остальные погибли. Не успели мы уничтожить пулемётное гнездо, как показался танк, я дал команду наводчику «Огонь по танку!». Но его сразила пуля, и я остался один. Гранаты с собой противотанковой не было, танк уже был в метрах 15 от пушки, мелькнуло в голове: «Ну, всё, навоевался! Укрыться негде, ведь при наступлении окопов нет.»

И тут я вспомнил, что наводчик не успел выстрелить, снаряд в пушке, и я сделал прямой выстрел по танку, он сразу закрутился на одной гусенице и загорелся. Когда я очнулся, уже мимо меня бежали в наступление солдаты, а командир роты пожал руку и похвалил «молодец, старший сержант!». Так я спас свою жизнь от верной гибели под гусеницами танка и обеспечил продвижение товарищей.

Войну закончил в Праге, за освобождение Чехословакии и за взятие Праги был представлен к награждению, но демобилизовался и награду не получил.

Кроме награды имею благодарности, объявленные приказами Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза т. И.В. Сталина. Первая за взятие г. Проскурова 25 марта 1944 года. Вторая за взятие Карпат и освобождение крупнейшей железной дороги на реке Морое от 8 мая 1945 года.

Весть об окончании войны объявили 9 мая 1945 года утром после взятия Оломоуц, когда наша часть была отведена на отдых, а 10 мая поступил приказ оказать помощь в освобождении Праги. Часть была переброшена под Прагу и освобождение её мы закончили 12 мая.

#МойДеньПобеды


  • Татьяна Русакова
  • 2 мая 2022 года, в 15:40