Авторизация на сайте

Авторизоваться через:

Зарегистрироваться

Качанов Николай Андреевич

Дед не любил рассказывать о войне... Но, когда на 9 мая, я приходил поздравить его с Днём Победы, да и просто во время наших с ним бесед о жизни, иногда - прорывалось, всплывало в памяти старого солдата то, что было с ним в те далёкие и страшные годы.

Мой дед, Качанов Николай Андреевич, родился 5 июня 1925 года в деревне Большая Козловка Судогодского района Владимирской области.

Когда началась война, он, как и множество других советских мальчишек, не достигших призывного возраста, приписал себе два года, чтоб уйти добровольцем на фронт. Поэтому в его военном билете дата рождения 5 июня 1923 года. Был зачислен курсантом в Ярославское пулемётно-миномётное училище, закончив которое, он должен был стать офицером - командиром роты. Но не закончил... Потому что в силу тяжелейшего положения на Сталинградском фронте, 12 августа 1942 года, вместе со своими сослуживцами, такими же как и он, несостоявшимися будущими офицерами, был отправлен в 36-ю гвардейскую стрелковую дивизию, в отдельный гвардейский стрелковый батальон старшим пулемётчиком. 31 августа 1942 года дед был тяжело ранен осколками, разорвавшейся у него за спиной, вражеской мины.

Когда я был ещё 6-летним мальчишкой, меня всегда поражали эти странные, рваные, жуткого вида впадины - глубокие на спине и большие, в два пальца шириной, на груди у деда. И только повзрослев, я начал понимать, ЧТО ЭТО ЗА "ВПАДИНЫ"...

Он рассказывал только про то, как его вытащили с поля боя раненого, едва в сознании, два таких же как и он, раненых бойца. Про то как он отключился, а пришёл в себя уже в вагоне санитарного поезда, перевязанный и направленный в госпиталь в г. Энгельс. Он вспоминал парнишку, раненного в ногу, на костыле, который на какой-то станции умудрился достать дыню и понемногу, по крошечному кусочку, несмотря на строжайший запрет военврача, кормил ею моего раненого дедушку, потому что деда очень просил пить...

Три года назад, в 2019 году, надев сшитую на заказ форму Великой Отечественной войны, чтобы выступить на сцене с песней «День Победы», я пришёл к деду, спросить его разрешения выйти на сцену с его орденом Отечественной войны II степени, а заодно, показать ему полностью и собственноручно сделанную мной модель легендарного танка Т-34-85. Форма шилась специально с погонами старшего лейтенанта, был знак «Гвардия» и имелась нашивка за ранение, т.к. я, выходя на сцену, играл роль главного героя моей же поэмы «Танкист», а именно, командира танка, гвардейца, Саню Братеева. И, желая произвести на деда-фронтовика наибольшее впечатление, я, вскинув руку к пилотке, лихо представился: «Командир взвода танков Т-34, особого 123-го Отдельного Гвардейского танкового батальона, Гвардии старший лейтенант Александр Братеев, по Вашему приказанию прибыл!». Увидев меня, вошедшего по полной форме офицера бронетанковых войск, фронтовик, на сколько позволяли его годы, встал, выпрямился и собрался вскинуть руку в воинском приветствии к старшему по званию! «Деда, это я !» - сказал я, еле сдерживая подступившие слёзы. «А я смотрю - ротный мой стоит» - ответил старый Солдат. Рассмотрев мою модель той самой легендарной «Тридцатьчетвёрки», он снова сел в своё кресло и, погладив башню танка, прошептал: «Вот такие они и были...». Разумеется, дед дал одобрение моей задумке и, с гордостью в глазах вручил мне свой орден.

Два года назад деда не стало... Он ушёл из жизни 18 февраля 2020 года, не дожив два с половиной месяца до празднования 75-летия Великой Победы. Но каждый раз, готовясь к выходу на сцену, я чувствую, что он рядом со мной. Перед глазами возникает, несущаяся в бой, легендарная «Тридцатьчетвёрка» с десантом на броне... Ревущий мотором ИЛ-2, разносящий снарядами своих скорострельных пушек вражескую колонну... Пулемётный расчёт, ведущий огонь из грохочущего «Максима» по фашистским гадам... И слышу шёпот деда: «Вот такие они и были...».

#МойДеньПобеды