Авторизация на сайте

Авторизоваться через:

Зарегистрироваться

Скудина Мария Васильевна

Родилась 3 февраля 1923 года в селе Ховрино.

На фотографии: связисты 1088-го зенитного артиллерийского полка Скудина Мария Васильевна (справа) и Лидия Овчинникова. Польша, предместье г. Варшава Прага, 09.02.1945 г.

Окончила Ховринскую семилетнюю школу. Училась в Карсунской медшколе, когда окончила первый курс, началась война. Дальше учиться возможности не стало. До ноября 1942 года работала налоговым инспектором.

В ноябре 1942 года её призвали в ряды Красной Армии. В городе Куйбышеве (ныне - Самара) попала в 1088-й зенитно-артиллерийский полк. В селе Рождественское находилась 12-я зенитная батарея, личный состав которой и пополнили новобранцы. Мужчин было 30%. После карантина попала во взвод управления, отделение связи. В Куйбышеве отучилась на связиста и была отправлена на защиту Смоленска.

Мария Васильевна рассказывала: «В ноябре 1943 года под Вязьмой мы приняли боевое крещение. Наш эшелон был замаскирован в лесу на подходе к Вязьме. Враг целый месяц разбивал все железнодорожные пути. Были голодные, холодные, заедала вошь. Только 7 ноября 1943 года наш полк прибыл в Смоленск. Стали занимать огневые рубежи. Всё горело под ногами. Даже земля. Немецкие самолёты покрывали всё небо, как галки. Ночью город бомбили ещё больше, чем днём. Наша батарея и батареи всего нашего полка отражали налёты самолётов, когда они через Смоленск рвались к Москве. Натиск немецких самолётов наш полк выдержал, конечно, не без потерь. Мы радовались, когда сбивали немецкие самолёты, и очень было тяжело, когда сбивали наших. После боёв никакой связи не было. Нам приходилось её восстанавливать. В начале марта 1944 года с Овчинниковой Лидией ушли на линию, чтобы восстановить связь, задачу выполнили и попали под такой обстрел, что даже расположение своей батареи не могли найти. Летели пули, осколки снарядов. Ничего не поймём. Еле вернулись на батарею. Но связь работала без перебоев. В январе 1944 года немецкий самолёт «Хенкель 3» засёк нашу батарею и бомбили её три часа. Наш командир полка подъехал, спросил; «Кто остался жив?». Он думал, что ни людей, ни техники больше нет. Такой сильный был шквал огня. Построил оставшихся в живых, все плакали о своих товарищах. В сентябре 1944 года наш полк дислоцировали в Польшу, где шли кровопролитные бои. Много наших товарищей осталось лежать на польской земле. Из Смоленска меня отправили в город Ярцево изучать радиостанцию «ЭРЗ 48» и американскую 610 «А». После окончания курсов я вернулась в свою батарею, получила американскую радиостанцию и стала работать радистом. В городе Прага были сильные бомбардировки. Бомба разорвалась недалеко от командного пункта, где я находилась. Волной оторвало антенну. Меня закопало землёй, оглушило. Сначала было всё нормально, но на 21-й день я потеряла слух. До окончания войны находилась в Праге. Демобилизовалась 23 июля 1945 года, но домой вернулась в августе 1945 года».

#МойДеньПобеды